Кино начиналось так…
Кино ворвалось в жизнь человечества в 1895 г. вместе с «Прибывающим поездом» братьев Люмьер. Милая девушка на перроне, улыбнувшаяся оператору, тогда еще не знала о своей всемирной славе. Шоком для зрителей стал не столько мчавшийся на них поезд, сколько осознание великого — сохранение быстротекущего времени навсегда. Потому мы вправе говорить, что кинематограф родился и развивался первоначально как бытописание, как хроника.
Самые первые документальные съемки, сделанные в России в конце 19 века, были любительскими. Харьковский фотограф А.Федецкий показал публике киносюжеты о джигитовке казаков 1-го Оренбургского полка и городском вокзале во время отхода поезда. Благодаря фильму К. Серфа, рядовой обыватель в 1896 г. смог «побывать» на коронации Николая II. Настоящий фурор, подобный тому, который произвел первый «интерактивный» рынок Форекс, произвели в обществе кинокадры Дранкова, петербургского фотографа, который впервые использовал «скрытую камеру» для съемок Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
Не до конца понимая роль кинохроники, операторы-любители, тем не менее, стремились показать публике все значимое, сенсационное, авантюрное, то, что ранее вряд ли она могла увидеть. Это они сделали «видимыми» первую мировую войну и первые полеты русских авиаторов.
Фильмы того времени были далеки от документалистики более позднего периода по своей художественной ценности, операторским и режиссерским приемам. Когда в начале 20 века появилось игровое кино, определились присущие только ему методы и художественные подходы, изменилось и отношение к документальным съемкам.
Тогда же документальное кино заявляет о себе как о самостоятельном виде киноискусства — не видовое бытописание, а художественный анализ окружающего. Не погоня за сенсацией, а кинопублицистика. Этим оно обязано Роберту Флаэрти и Дзиге Вертову. Они предугадали стремительное развитие документалистики, обогатив ее новыми идеями и новаторскими методами.
Рубрика: Новости кино