Эволюция темы такси в российском кинематографе

TaxiС 1923 года, когда правительство СССР закупило 200 автомобилей для создания первого в стране автопарка персональных пассажирских перевозок, такси стало органичной и привычной частью жизни советского, а сейчас уже российского гражданина. Естественно, кино, обозначенное Лениным как «важнейшее из всех искусств», не могло пройти мимо этой темы.

Еще в 1964 году вышел один из первых фильмов, специально посвященных людям, чья работа – «крутить баранку» городской легковушки, доставляя людей по нужным адресам. В картине Вилена Азарова «Зеленый огонек» сыграло множество замечательных актеров: Зиновий Гердт, Василий Ливанов (звездная роль которого – Шерлок Холмс – еще ждала его в далеком будущем), Всеволод Санаев, Вячеслав Невинный, Светлана Дружинина и Зоя Федорова. Главный герой, молодой парень, только-только устроившийся в парк, получает старенький списанный «москвич» и проводит за его рулем первый рабочий день. А его матерый коллега в исполнении Анатолия Папанова произносит с экрана фразу, ни в чем не уступающую лучшим современным рекламным слоганам: «На такси вся Москва держится – быстро, удобно, выгодно!»

Образы таксистов, отражавшие культурные и социальные традиции своего времени, навсегда вошли не только в историю кинематографа, но и в память народную. Татьяна Лиознова, за шесть лет до того, как ею был создан первый советский, как теперь говорят, мегапопулярный сериал о Штирлице, снимает фильм «Три тополя на Плющихе», принесший своим создателям как призы на кинофестивалях, так и зрительскую популярность. После интеллигентного и, одновременного, мужественного персонажа Олега Ефремова таксист ассоциировался у советских людей с тем, каким должен быть настоящий мужчина.

Но автомобили в кино – такие же актеры и полноценные персонажи, как и люди. Любопытно, что «Волга», которую водил Саша в «Трех тополях», снималась также в фильме «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова и в другой комедии – «Бриллиантовая рука». Детище Леонида Гайдая стало источником множества фраз, ушедших «в народ». В их числе и прозвучавшее из уст управдома в исполнении Нонны Мордюковой: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». Анатолий Папанов здесь снова предстал в образе водителя машины с «зеленым огоньком», хотя и фальшивого.

На закате советской эпохи уже не только на всю страну, а на весь мир прогремел киношедевр, где работник городского извоза был одним из главных действующих лиц, как за четверть века до того – в фильме Лиозновой. «Такси-блюз» Павла Лунгина сталкивает два мировоззрения: «правильного», но слишком обычного работяги-водителя Шлыкова (Петр Зайченко) и артистичного, но беспутного саксофониста Лехи (Петр Мамонов). Картина получила Приз за режиссуру в Каннах и несколько не менее престижных номинаций, в том числе, на «Золой глобус» и «Сезар». Повествование, прославившее создателей и участников, было явлено зрителю всего за год-два до конца советской эпохи и социалистической системы персонального извоза.

Во всенародно-любимой Рязановской «Иронии судьбы» автомобили с характерными шашечками появляются эпизодически. В первом случае водитель невозмутимо соглашается подвести пьяного Женю Лукашина «хоть на пятый» этаж, а позже другой профессионал извоза чуть не высаживает Надю, не сразу определившуюся с целью поездки. Но вот в снятом недавно Тимуром Бекмамбетовым продолжении женщина за рулем таксомотора (Инга Стрелкова-Оболдина) уже несет весьма важную функцию, объясняя Ираклию (Сергей Безруков), что такое настоящая любовь.

Интересно, что незадолго до премьеры «Продолжения» на «Авторадио» проводилась игра, герои которой, трое неженатых гостей эфира, соревновались в остроумии, стремясь понравиться незамужней петербурженке. Победитель радио-игры сразу после игры отправлялся на такси в аэропорт, потом самолетом – в город на Неве, где его ждала встреча в ресторане с дамой, которая присудила ему первое место в конкурсе.

Так, вместе с воскрешением организованной услуги по персональной доставке пассажиров, вновь возникает в российском кинематографе тема, звучавшая в прекрасных произведениях отечественной киноклассики. И, как и в былые времена, истории с экрана возвращаются в жизнь, органично преломляясь в судьбах реальных людей.

Источник: gost743.ru — Такси-743

Рубрика: Новости кино

Оставить комментарий